IV Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства – ежегодное ключевое мероприятие отрасли, призванное информировать профессиональное сообщество о предстоящих изменениях, а также содействовать эффективному взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления, застройщиков.
Совещание было организовано Министерством строительства и ЖКХ России совместно с Национальным агентством малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), Национальным объединением застройщиков жилья (НОЗА) и Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).
Ключевым событием Совещания стало Пленарное заседание на тему: «Развитие жилищного строительства в Российской Федерации», на котором с обстоятельным докладом выступил Министр строительства и ЖКХ России Михаил Александрович Мень: «Хотя строительство переживает не самые лучшие времена, но не все так плохо. Данные на 1 сентября 2016 года свидетельствуют о росте индустриального способа возведении домов. А вот индивидуальное строительство просело. По сравнению с прошлым годом оно упало на 9%. Сегодня индустриальное жилье занимает в общей доле строительства 56%. Учитывая сложную ситуацию, стоит задача сохранить объемы в этом секторе.
За семь первых месяцев года на 40% вырос ипотечный рынок. Однако этому результату не стоит сильно радоваться, так как надо сравнить его не с аналогичным периодом 2015, а с 2014 года – рекордного по развитию ипотеки. То есть, по сути дела идет возврат к тем показателям.
Главное событие последнего времени – принятие нового варианта 214-ФЗ, который надежно защищает дольщиков. Закон вводит дополнительные требования к застройщикам, а так же другие новшества, например, счета экскроу. Со временем они могут заменить ДДУ. Правда, если это и случится, то не скоро.
Одна из важных тем последнего времени – комплексное развитие территорий. Сегодня это проблема для большого числа городов, в первую очередь крупных. Во многих из них большую территорию занимают промзоны. Принятый закон устанавливает правила их комплексного освоения. Это можно делать на основе двух вариантов: либо по инициативе собственников, либо по инициативе местных властей».
В своем выступлении М.А. Мень подробно остановился на том, как было скорректировано законодательство, регулирующее деятельность СРО: Были так же внесены изменения и в закон о саморегулирующих организациях. В определенных кругах господствовали настроения вообще отменить саморегулирование в строительстве, как не оправдавшее себя. Но все же возобладало намерение дать этому институту последний шанс. При этом была снижена финансовая нагрузка на малый бизнес, теперь небольшим предприятиям не обязательно вступать в СРО, его членами должны быть обязательно только генеральные подрядчики.
Изменен и порядок размещения компенсационного фонда, отныне он может быть положен лишь в надежные банки, список которых утверждает Правительство РФ». В частности, вводится система мер, направленных на предотвращение финансовых махинаций и злоупотребление со средствами СРО. В этих целях предусмотрен особый порядок размещения средств СРО на специальных счетах в кредитных организациях, требования к которым будут установлены Правительством России.
«Мы эти требования разработали, согласовали и направили в Правительство России. Все разногласия сняты. Рассчитываем, что в ближайшее время документ будет принят. В результате будет определено ограниченное количество банков с хорошей репутацией, в которых можно будет размещать средства СРО», – прокомментировал Министр. Одним из ключевых является требование к уставному капиталу банков – он должен составлять не менее 100 млрд. руб. Такому требованию сегодня соответствуют 12 банков.
Как подчеркнул М.А. Меня, перед отраслью стоит задача к 2020 году выйти на рубежи сдачи 100 млн кв.м. в год. Но для этого нужно реализовать целый ряд приоритетных проектов. Один из них с помощью АИЖК запустить рынок ипотечных облигаций. Это сделает ипотеку дешевле, а у банков средств на нее станет больше.
Еще один важный проект – развитие инфраструктуры. Во времена строительного бума все площадки с ней были освоены, и сейчас возник их дефицит. Нужно создавать инфраструктуру, в том числе самими застройщиками. Это дорого, не у всех есть на это средства. Правительство выделяет на эти цели 20 млрд рублей. Деньги не такие большие, поэтому они в основном пойдут на субсидирование процентных ставок.
По словам Министра перед страной стоит важная задача по созданию рынка арендного жилья. Но подходить к этому делу следует осторожно: «Мы не знаем, как будет он работать, насколько людям интересно арендовать жилье. Существуют пилотные проекты в крупных городах, но пока они не дают ясного представления о том, что может происходить в этом сегменте».
Еще одно важное направление – реформа ценообразования. Идет создание единой сметно-нормативной базы. М.А. Мень опроверг утверждение некоторых экспертов, что происходит возврат к СССР с его фиксированными ценами: «Речь идет о другом, нужны стартовые цены для формирования первоначальной конкурсной цены. Это позволяет представлять реальные затраты на строительство. Когда этого нет, то стоимость объекта может возрастать многократно. И часто власти не готовы платить за него такие деньги».
Комментируя доклад Министра, первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы по жилищной политики и ЖКХ Елена Леонидовна Николаева подчеркнула, что речь идет о настоящей масштабной реформе, происходящей в строительной отрасли. И далеко не все понимают размер и значение этих преобразований.
Она зачитала приветствие участникам Совещания от Председателя Государственной думы Российской Федерации Сергея Евгеньевича Нарышкина.
М.А. Мень и Е.Л. Николаева вручили особо отличившимся работникам строительной отрасли грамоты, подписанные Председателем Государственной думы РФ.
На пленарном заседании выступили:
– Казинец Леонид Александрович, президент Национального объединения застройщиков жилья, председатель Комиссии РСПП по жилищной политике, председатель Совета директоров ЗАО «Баркли»;
– Селедчик Даниил Михайлович, сопредседатель Комитета по строительству Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член президиума Генерального совета, генеральный директор компании «Эталон-Инвест»;
– Кузнецов Артем Владиславович, председатель совета директоров ЗАО «Гута Девелопмент»;
– Романов Иван Леонидович, управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве;
– Косарева Надежда Борисовна, президент фонда «Институт экономики города» и другие.
Особенностью IV Всероссийского совещания по развитию жилищного строительства стала организация множества практических семинаров, посвященных вопросам подготовки органов местной власти, контролирующих органов, застройщиков, саморегулируемых организаций к реализации принятых законодательных новелл в таких сферах, как:
– долевое строительство жилья;
– комплексное развитие территорий;
– реформирование системы саморегулирования;
– кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость.
Большинство из законодательных нововведений вступают в силу в ближайшие месяцы. Практические семинары были призваны исключить различное толкование норм законов лицами, которые будут применять эти нормы на практике.
В рамках программы Совещания НОЗА заключила ряд соглашений, направленных на развитие жилищного строительства в регионах РФ. Так, в частности, документы о взаимодействии и сотрудничестве с НОЗА подписали Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерство строительного комплекса Рязанской области, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области и Инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области.
В фойе бизнес центра была развернута небольшая выставочная экспозиция.
“Концерн САПИ” участвовал 8 сентября 2016 года в Бизнес Центре гостиницы Рэдиссон Славянская (Москва, пл. Европы, д. 2) в IV Всероссийском совещании по развитию жилищного строительства.
3 апреля 2018